?

Log in

No account? Create an account
XXXI. Цицерон из Рима — Аттику в Грецию - Shaltai-Boltai

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile

November 4th, 2007


Previous Entry Share Next Entry
12:44 am - XXXI. Цицерон из Рима — Аттику в Грецию
Лишь один брак из ста бывает счастливым. Это не единственное из тех правил, мой друг, о которых все знают, но молчат.
И не удивительно, что брак, который составляет исключение, прославляют повсюду: ведь только о необычном и говорят.
Но безумие рода человеческого проявляется и в том, что нам всегда хочется превратить исключение в правило.
Исключение привлекает нас потому, что каждый считает себя существом исключительным и предназначенным для исключительного; наши молодые люди и девушки вступают в брак либо с убеждением, что девяносто девять браков из
ста счастливые и лишь один несчастный, либо веря в то, что им суждено исключительное счастье.
Но, учитывая женскую натуру и природу страсти, притягивающую женщин и мужчин друг к другу, как можно надеяться, что они избегнут мук, горших, чем все муки Сизифа
и Тантала, вместе взятые.
Женившись, мы передаем в женские руки управление домашним хозяйством, и они тут же по мере своих сил завладевают
нашим имуществом. Они воспитывают наших детей и этим обретают право устраивать их дела, когда те достигнут
зрелости. Во всем этом они преследуют цели, обратные нашим, мужским. Женщинам нужны лишь тепло очага и крыша над головой. Они живут в страхе перед грядущими несчастьями, и никакая защита не кажется им надежной; для них будущее
не только неведомо, но и чревато бедой. И нет такого обмана, к какому они не прибегнут, нет такой алчности, какой они
не проявят, нет таких развлечений или потребностей просвещенного ума, которым они не объявят войну, чтобы
уберечься от неведомого зла. Если бы наша цивилизация зависела от женщин, мы бы до сих пор жили в пещерах и все изобретения кончились бы открытием огня для домашних нужд. Все, чего они требуют от пещеры, кроме самого
крова, — это чтобы она была чуть пороскошнее, чем у жены соседа; а своим детям желают лишь безмятежной жизни в
такой же пещере, в какой выросли сами.
Брак вынуждает нас выслушивать пространные разглагольствования наших жен. Ну а разговоры женщин и семейном
кругу — я уж не говорю о другой напасти, об их беседах в обществе, — если откинуть мелкие хитрости и невнятицу,
затрагивает лишь две темы: как сохранить незыблемым то, что есть, и как пустить пыль в глаза.
Чем-то они похожи на разговоры рабов, и неудивительно: положение женщин в нашем обществе не многим отличается от положения рабов. Об этом можно было бы пожалеть, но я не буду среди тех, кто хочет изменить существующий порядок. Разговоры рабов и женщин насквозь пронизаны хитростью. Коварство и насилие — два выхода, доступных обездоленным;
а насилие доступно рабам лишь при тесном единении этих злосчастных друг с другом. Государство справедливо
препятствует такому единению и неусыпно за ними следит; поэтому рабу приходится добиваться своих целей коварством. Женщинам тоже закрыты пути к насилию, потому что они неспособны объединиться; они, как греки, не доверяют друг другу, и не без основания. Поэтому они прибегают к хитрости. Как часто, заглянув на одну из своих вилл и проведя день в разговорах с управляющими и батраками, я ложился спать таким измученным, словно состязался с каждым из них в борьбе, напрягая все телесные и душевные силы, чтобы меня не искалечили или не ограбили. Раб преследует свои заветные цели, пользуясь всеми доступными ему ходами — и прямыми и окольными, нет такой ловушки, какую бы он тебе не подставил, нет такой лести, такой видимости логики, игры на твоих страхах или жадности, на какие он не пошел бы; и все это чтобы уклониться от постройки беседки, расправиться с подчиненными, сделать попросторнее свою хижину или получить новый плащ.
Так же ведут себя женщины, однако насколько разнообразнее у них цели, насколько богаче боевые средства, насколько сильнее страсть к достижению своих целей.
Раб в основном жаждет удобства, в то время как женские потребности определяются тем, что составляет самый смысл ее жизни: охрана собственности, почет, который ей оказывают знакомые матроны, хотя сама она их презирает и боится; содержание взаперти дочери, которую она хочет оставить невежественной, лишить всяких радостей и превратить в животное. Стремления женщины так глубоко в ней заложены, что кажутся ей естественными, мудрыми, непреложными. Поэтому всякое другое мнение она может только презирать. Такой натуре разум кажется ненужным и пустячным, она глуха к его доводам. Мужчина может спасти государство от гибели, править миром и стяжать бессмертную славу своей мудростью, но в глазах жены он остается безмозглым идиотом.
(Далее идет раздел, где говорится об интимных отношениях. Он был так искажен игривыми и богатыми на выдумку переписчиками, что установить первоначальный текст не представляется возможным.)

Обо всем этом редко говорят, хотя поэты иногда и приоткрывают завесу, те самые поэты, которые больше всех и толкают нас на поиски губительного исключения. Еврипид в своей «Медее» обнажил все это до конца. Недаром афиняне с бранью изгнали его из Афин за то, что он высказал истину. Толпу возглавлял Аристофан, показавший — правда, не столь откровенно, — что и ему все это отлично известно, но он припрятал свое знание поглубже, чтобы выгнать из города более великого поэта. А Софокл? Какой муж горько не смеялся но время сцены, где Иокаста громоздит одну ложь на другую, делая хорошую мину при плохой игре. Прекрасный пример так называемой супружеской любви, когда жена готова скрыть от мужа все, что угодно, лишь бы сохранить мнимое благополучие; яркая иллюстрация того, как по недомыслию жене трудно отличить мужа от сына.
Ах, друг мой, давай утешаться философией. Это та область, куда никогда не ступала их нога, да они, впрочем, и не проявляли к ней ни малейшего интереса. Порадуемся старости, которая освобождает нас от желания их обнимать, ведь за эти объятия мы платим порядком в жизни и покоем души.


(с) Тортон Уайдлер "Мартовские Иды"

У Веры волосы от этого письма на голове встали. Говорит, Цицерон - подлец. И все придумал и все не так.
Я же во многом готова с Цицероном согласиться.

А вы что думаете?
Current Mood: curiouscurious

(19 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:baobabka
Date:November 3rd, 2007 10:02 pm (UTC)
(Link)
цицерон про баб написал, а не про женщин :)
[User Picture]
From:shaltai_boltai
Date:November 5th, 2007 10:01 am (UTC)
(Link)
про огого каких женцин он как раз писал.
[User Picture]
From:teper_bananovyi
Date:November 3rd, 2007 10:20 pm (UTC)
(Link)
Стремления женщины так глубоко в ней заложены, что кажутся ей естественными, мудрыми, непреложными.

что значит, кажутся????!!! :)))

Мужчина может спасти государство от гибели, править миром и стяжать бессмертную славу своей мудростью, но в глазах жены он остается безмозглым идиотом.

а на эту тему видела дискуссию на днях:
http://a-k-e-l-a.livejournal.com/398282.html
[User Picture]
From:teper_bananovyi
Date:November 4th, 2007 10:29 am (UTC)

все размышляю

(Link)
про меня там точно есть, вот это:

Они живут в страхе перед грядущими несчастьями, и никакая защита не кажется им надежной; для них будущее не только неведомо, но и чревато бедой. И нет такого обмана, к какому они не прибегнут, нет такой алчности, какой они не проявят, нет таких развлечений или потребностей просвещенного ума, которым они не объявят войну, чтобы уберечься от неведомого зла.

про алчность вряд ли, обман тоже не очень верно, а вот развлечения и потребности просвещенного ума некоторых это да, есть тенденция ограничивать :)
[User Picture]
From:shaltai_boltai
Date:November 5th, 2007 10:02 am (UTC)

Re: все размышляю

(Link)
угу. на удивление много пассажей в которых с ужасом узнаешь себя.
[User Picture]
From:asnat
Date:November 3rd, 2007 10:46 pm (UTC)
(Link)
"Ах, друг мой, давай утешаться философией. Это та область, куда никогда не ступала их нога, да они, впрочем, и не проявляли к ней ни малейшего интереса. Порадуемся старости, которая освобождает нас от желания их обнимать".

Ахтунг! Знаем мы этих философов!
[User Picture]
From:shaltai_boltai
Date:November 5th, 2007 10:03 am (UTC)
(Link)
о! как ты их сразу за живое :)
[User Picture]
From:asnat
Date:November 5th, 2007 01:21 pm (UTC)
(Link)
знаем мы ихнюю философию!
у Лукиана, кажется, есть произведение "Две любви", два персонажа спорят, кого правильнее любить, женщин или мальчиков. Там тоже очччень критическое описание женщины. Вывод, кажется, такой: любовь к женщине нужна для продолжения рода, может даже быть приятна, но истинно философская любовь... ну, понятно.
[User Picture]
From:minetolog
Date:November 4th, 2007 02:17 am (UTC)
(Link)
Я думаю, что это совсем (или слишком) другое время и другая культура. Все другое кроме того, что это тоже люди. Поэтому текст очень условно применим к современному обществу. Из всего этого остались правда средства самореализации, как-то у женщин - семья, у мужчин - "работа". Они и сейчас такие, но со значительном большими погрешностями.
[User Picture]
From:pavel_motorin
Date:November 4th, 2007 11:23 am (UTC)
(Link)
А мне, вот, кажется, что пусть и с погрешностями но вполне подходит под описание и современного мира тоже. С той лишь разницей, что поверив, что женщины не могут объединится, попустительствовали чрезмерному развитию феминизма.

Немного топорно, конечно, но общая суть самореализации (семья и работа) и побочные эффекты этого переданы соображениями, актуальными и по сей день.
[User Picture]
From:shaltai_boltai
Date:November 5th, 2007 10:04 am (UTC)
(Link)
а все кричат - прогресс, глобальное потебление и т.д. а нифига не меняется. ужас.
[User Picture]
From:shaltai_boltai
Date:November 5th, 2007 10:01 am (UTC)
(Link)
ну по книжке по крайней мере все хорошо у них было со временем. у них там демократия со страшной силой развивалась. бабы огого как вертели политикой и принимали решения и совет у них был отдельный. и разводы были в полный рост.
[User Picture]
From:sunshineye
Date:November 4th, 2007 03:04 pm (UTC)

я вот верю в счастливые союзы и нормальных людей

(Link)
если и согласиться, то только с первыми, статистическими утверждениями
все обоснование ниже, как бы оно ни было удобно, не может быть истиной, поскольку такое поведение и мыследеятельность всех женщин всего мира неизбежно бы привели мир к коллапсу задолго до нас.
короче, согласна с Верой, подлец и провоцировал на громкие несогласия и доказывание обратного)))
[User Picture]
From:shaltai_boltai
Date:November 5th, 2007 10:06 am (UTC)

Re: я вот верю в счастливые союзы и нормальных людей

(Link)
:))) может наоборот, такое поведение и ужерживает нашу планету на орбите? а то мужики, без сдерживающего элемента загубили бы все вокруг своим прогрессом и войнами.

ну а цицерон тоже верит в счастливые браки - 1 из 100 :) мне кажется, похожая пропорция.
[User Picture]
From:mdovzhenko
Date:November 5th, 2007 05:28 am (UTC)
(Link)
"И нет такого обмана, к какому они не прибегнут, нет такой алчности, какой они не проявят, .... чтобы уберечься от неведомого зла."

Все верно. Ничего не изменилось. За примерами из жизни сегодняшней далеко ходить не надо.
[User Picture]
From:shaltai_boltai
Date:November 5th, 2007 09:57 am (UTC)
(Link)
я знала, что тебе особенно понравится :)
(Deleted comment)
[User Picture]
From:shaltai_boltai
Date:November 5th, 2007 09:59 am (UTC)

Re: я думаю,

(Link)
ну по книжке по крайней мере все хорошо у них было со строем. бабы огого как веретли политикой и принимали решения и совет у них был отдельный. и разводы были в полный рост.
From:(Anonymous)
Date:November 9th, 2007 11:06 pm (UTC)

В поисках губительного исключения...

(Link)
Юнна Мориц
http://www.owl.ru/morits/.

ЗЕМЛЯНИЧНАЯ ПОЛЯНА

Тетрадь изведу, но оставлю преданье,
И выверну душу, и счеты сведу
За это страданье, записку, свиданье
В бреду и ознобе на койке в аду,

За это насилие - волю в растяжку,
В подгонку, в подделку под черный металл,
Аж зубы стучали о белую чашку
И белый профессор по небу летал.

Я вовсе не стану словами своими
Описывать эту улыбку и жест,
Иначе профессора профиль и имя
Означит болезни трагический крест.

Стояла зима. На пруду за оградой,
За длинной часовней мерещился лед,
И чудно сквозило морозной прохладой
В четыре фрамуги всю ночь напролет.

Но тело горело. Сквозь влажную тряпку
Давил, совершая свой огненный круг,
Летал, раздувая угольев охапку,
Озноба огромный, чугунный утюг.

Поэтому снились набеги на дачу,
Горячка июля и та кутерьма,
Которой обжиты пристанища наши -
Ночлеги, телеги, мансарды, дома.

На пригород поезд бежал от вокзала,
Потомство держало в руках камыши,
Свисала сирень. И болезнь угасала,
Ущербом не тронув ума и души.

Еще под угрозой, в больничном тумане
Вдыхая нездешний, лекарственный дух,
Я знала, что на земляничной поляне
Припомню и это когда-нибудь вдруг,

Но только не так, как хотела вначале,
А с нежностью грустной, что все позади,
Что это страданье теперь за плечами
И след от него зарастает в груди.

Даша
[User Picture]
From:angry_ksen
Date:November 12th, 2007 05:28 pm (UTC)
(Link)
У меня только половина волос на голове встала-- в основном от этого: "Женщинам нужны лишь тепло очага и крыша над головой. Они живут в страхе перед грядущими несчастьями, и никакая защита не кажется им надежной; для них будущее
не только неведомо, но и чревато бедой."

Недавно мне мой не-муж сказал "я хочу того, чего хотят все женщины-- домашнего уюта, детей, большую собаку. и каким то образом я живу с единственной, которая всего это жутко боится" (я ответила, что больших собак я не боюсь). Жалко, что Цицерон умер-- хотелось бы спросить его, что ж мне теперь такой ненормальной делать:)

Мне кажется, что счастливые браки бывают так редко не потому, что это исключение, а потому, что мы все по разному видем счастье, и вся сложность в том, чтобы найти кого-то, кто по-настоящему хочет именно того же счастья.


> Go to Top
LiveJournal.com